Эпоха возрождения в Италии

Эпоха возрождения в Италии делится на несколько периодов истории культуры:

— дученто XIII век – Проторенессанс;

— треченто XIV век – продолжение Проторенессанса;

— кватроченто XV век – Ранний Ренессанс;

— чинквеченто XVI век – Высокий Ренессанс.

Стоит отметить, что рамки столетия не вполне совпадают с определенными периодами культурного развития Италии.

Можно точно сказать, что итальянская эпоха возражения растянулась на несколько веков, пережила несколько преобразований.

1. Эпоха дученто и треченто

Эта эпоха считается началом ренессансной культуры Италии или Проторенессеансом, который кровно связан со средневековьем, с романскими, готическими и византийскими традициями. В творчестве новаторов того времени сложно проследить четкую границу между «старым» и «новым». Но это было началом. Однако, в Проторенессансе была более ранняя линия, решительнее противостоящая готике. Здесь уместны такие имена, как Никколо Пизано и Арнольфо ди Камбио – скульпторы. Все же произведения этого времени только односторонне подготовляют и формируют эстетическое мироощущение  Ренессанса.

Составные элементы проторенессанского мировоззрения многообразны:

— францисканская ересь;

— атеистическая;

— эпикурейская;

— римская античность;

— французская готика;

— провансальская поэзия.

Зрела идея возрождения.

2. Эпоха кватроченто и чинквеченто

Это эпоха Раннего Возрождения в Италии. Можно даже сказать, что это триумфальный период в истории искусства. Ему свойственны щедрость, переизбыточность художественного творчества, хлынувшего как из рога изобилия. Складывалось ощущение, что никогда столько не строили, не ваяли, не расписывали, как в Италии XV века. Это была классическая Италия. Однако, впечатление обманчиво, так как в позднейшие эпохи художественных произведений появлялось не меньше. Просто средний уровень их в эпоху Возрождения был исключительно высоким. Конечно, в средние века он тоже был высок. Но в те годы искусство было плодом коллективного гения. А вот Возрождение рассталось со средневековой  массовидностью и безымянностью.

В этот период архитектура, скульптура и живопись перешли из рук многоликого ремесленника в руки художника-профессионала, художника-артиста, утверждающего свою индивидуальность в искусстве. Эта эпоха повидала честолюбцев и стяжателей. Искусство играло важную роль в тот период.

Зачинателями классического итальянского искусства Раннего Возрождения считаются:

— художник флорентиец Мазаччо;

— скульптор Донателло;

— архитектор и скульптор Брунеллески.

Они внесли огромную лепту в развитие искусства, его преобразования в эпоху Возрождения.

Comments are closed.